Школьный сайт - Структура и органы управления
 
   

 

Структура управления образовательным учреждением.

Определением основных направлений развития общеобразовательного учреждения занимается Управляющий совет школы, который является высшим органом государственно-общественного управления школой. Он содействует в реализации и защите прав и законных интересов участников образовательного процесса. Совет способствует созданию оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления – условие гармонического развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены   Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации», Устав школы, нормативно-правовые документы школы, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

Первый уровень – управляющий совет школы. Директор – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: педагогический совет, родительский комитете, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.

Второй уровень – заместители директора образовательного учреждения и завхоз, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.

Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.

Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень – методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления – самоуправления.

В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления:

Учебно-воспитательный процесс:

- контроль за выполнением программы всеобуча;

- контроль за состояние преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;

- контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

- контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;

- контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся;

- контроль за внеклассной работой по предметам;

- контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

 

Педагогические кадры:

- контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

- контроль за работой методических объединений;

- контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

- контроль за самообразованием учителей;

- контроль за состоянием методической работы;

- контроль за повышением квалификации учителей.

 

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Управление

Органами и формами управления в Учреждении являются: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольное родительское собрание, общешкольный родительский комитет, совет старшеклассников.

Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива. Собрание считается  правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава работников Учреждения.

Общее собрание трудового коллектива Учреждения имеет право:

а) обсуждать и принимать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, затрагивающие интересы трудового коллектива;

б) рассматривать и обсуждать Устав, изменения и дополнения к Уставу

в) обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива Учреждения и принимать решение о вынесении общественного порицания в случае виновности;

г) принимать решение о награждении работников Учреждения.

Решения общего собрания трудового коллектива Учреждения принимаются простым большинством голосов.

Заседания общего собрания трудового коллектива Учреждения проводятся в соответствии с планом работы Учреждения, протоколируются.

Порядок организации деятельности общего собрания трудового коллектива регламентируется соответствующим локальным нормативным актом.

Педагогический совет Учреждения является постоянно действующим органом управления для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Членами педагогического совета являются все педагогические работники Учреждения, в том числе работающие по совместительству.

Педагогический совет формируется и осуществляет свою деятельность на основании Положения о педагогическом совете, утверждаемого директором Учреждения.

Педагогический совет Учреждения полномочен:

а) переводить обучающихся из класса в класс, оставлять обучающихся на повторный курс обучения с согласия родителей (законных представителей), допускать обучающихся к государственной итоговой аттестации и принимать решения о выдаче документов об образовании;

б) решать вопрос об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из Учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава;

в) обсуждать в случае необходимости успеваемости и поведения отдельных обучающихся в присутствии их родителей (законных представителей);

г) принимать годовой план работы, программу развития Учреждения, локальные акты;

д) рассматривать характеристики педагогических работников, представляемых к грамотам и наградам;

е) решать иные вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса.

Педагогический совет считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава педагогических работников, решения принимаются большинством голосов и реализуются приказом директора Учреждения.

Общешкольный родительский комитет является формой самоуправления родителей (законных представителей) обучающихся Учреждения. В состав общешкольного родительского комитета входят председатели классных родительских собраний всех классов и уровней общего образования.

 К компетенции общешкольного родительского комитета относятся:

а) взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам организации обучения, воспитания, питания обучающихся, профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся;

б) обсуждение и принятие локальных актов, относящихся к компетенции общешкольного родительского собрания;

в) содействие обеспечению оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса;

г) оказание содействия в проведении общешкольных мероприятий.

Порядок организации деятельности общешкольного родительского комитета регламентируется Положением об общешкольном родительском комитете.

Собрания общешкольного родительского комитета проводятся в соответствии с планом работы Учреждения и протоколируются. Протоколы подписываются председателем и секретарем. Протоколы входят в номенклатуру дел и хранятся в Учреждении.

Общешкольный родительский комитет избирается сроком на один год.

Работа классных родительских собраний регламентируется Положением о классном родительском собрании.

В Учреждении создается и действует на добровольной основе орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников, работу которого регламентирует Положение о Совете старшеклассников.

Совет старшеклассников избирается сроком на один год.

Непосредственное управление Учреждением осуществляет директор.

Назначение на должность и освобождение от должности директора Учреждения производится Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Директор Учреждения:

а) планирует и организует образовательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, несет ответственность за качество и эффективность работы Учреждения;

б) представляет интересы Учреждения в государственных, муниципальных и иных предприятиях, учреждениях, организациях, действует без доверенности от имени Учреждения;

в) является распорядителем денежных средств Учреждения в пределах своей компетенции;

г) заключает от имени Учреждения договоры, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и уставным целям деятельности Учреждения;

д) издает инструкции, приказы, обязательные для исполнения работниками Учреждения, обучающимися и их родителями (законными представителями);

е) утверждает правила внутреннего трудового распорядка Учреждения и Правила внутреннего распорядка обучающихся, другие локальные нормативные акты, организует и координирует их исполнение;

з) организует разработку, утверждение и внедрение в образовательный процесс образовательных и учебных программ, учебных планов и других учебно-методических документов;

и) представляет отчет по итогам учебного и финансового года для последующего доклада Учредителю, общешкольному родительскому собранию, общему собранию трудового коллектива;

к) составляет и утверждает штатное расписание, должностные инструкции работников;

л) осуществляет подбор, прием на работу, увольнение и перевод сотрудников с одной должности на другую, распределение должностных обязанностей в соответствии со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации;

м) несет ответственность за уровень квалификации работников.

К компетенции Учредителя относятся: реорганизация, ликвидация, финансирование Учреждения, утверждение Устава, изменений и дополнений к Уставу.

Учредитель имеет право: представлять интересы Учреждения в вышестоящих и иных органах, получать полную информацию, отчёты о деятельности Учреждения, осуществлять контроль за финансовой деятельностью, контролировать сохранность и эффективность использования закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления имущества.

Учредитель обязан: предоставить здание (помещение) с необходимым оборудованием, земельный участок, финансировать Учреждение в соответствии с нормативами и законодательством Российской Федерации.